psyxi.ru
Творческое объединение шизофреников
Лечение шизофрении творчеством и общением на psyxi.ru

Страница 1 из 212»
Форум » Психология и психотерапия » Психологические заметки » Дереализация (Что такое и с чем едят)
Дереализация
Ketri #1 | Четверг, 20.04.2017, 13:13
Автор темы
человек-лего
Юзер-бар +
Дереализация. Жизнь сквозь пелену

Есть клиенты, чья связь с миром, другими людьми и самими собой подобна тонкой нити, котораяможет обрываться при малейшем натяжении. Себя они чувствуют не вполне живыми и/или не вполне воплотившимися в собственной телесности. Они говорят, что на месте их прошлого — при сохранности памяти о произошедшем – эмоциональная пустота. Личная история словно утекает сквозь пальцы, воспринимается как нечто узнанное со стороны, нежели прожитое на собственном опыте. Недавние события скоропостижно блекнут, теряют свои краски, угасают связанные с ними переживания, оставляя за собой лишь призрак, в отношении которого все труднее понять, а мое ли это прошлое, а происходило ли это вообще, возможно, мне это просто приснилось.Такие люди словно не могут ухватиться за то, что произошло вчера, и не могут опереться на собственный опыт. Психика не удерживает опыт жизни в едином и связном нарративе.

С клинической точки зрения подобные переживания проявляются как хронические депрессивные состояния с выраженными дереализационными и деперсонализационными жалобами. Это значит, что и собственное "я" и мир вокруг ощущаются словно через мутную пленку, недостижимые и ненастоящие. Все как будто бы немного искусственное, фальшивое. Собственные же чувства словнозаморожены, анестезированы. Описанное состояние переживается как болезненно-чужеродное, тягостное. В наиболее тяжелых случаях возникает так называемое "болезненное психическое бесчувствие": мучительное субъективное ощущение равнодушия. В таких состояниях люди даже стремятся к переживанию боли, потому что субъективно она является более переносимой, чем ощущение самого себя неживым конструктом.

Впрочем, настолько остро подобная психическая анестезия проявляется довольно редко; обычно же это стертые, размазанные состояния, которые облегчаются при медикаментозном лечении, но не проходят полностью. Они вроде бы позволяют жить, но не дают соприкоснуться ни с болью, ни с радостью – собственная аффективность изолируется из сферы сознательного опыта.

При таких стертых дереализационно-деперсонализационных проявлениях совершенно особым образом складываются отношения со временем. В субъективном восприятии время перестает быть непрерывным потоком, словно бы оно создается не непрерывным движением часовой стрелки, а дискретными цифрами на часах.

Опираясь на эту метафору, Sheldom Bach называет состояния непрерывного времени — аналоговым, а дискретное, рассыпающееся ощущение времени — цифровым. Люди, в нормальном аналоговом состоянии, с его слов, переживают непрерывность своей жизни, потому что в любой заданный момент имеют имплицитное чувственное знание, откуда они пришли и куда собираются двигаться (так же как на аналоговых часах можно увидеть тот час, от которого часовая стрелка направляется далее, и час, в сторону которого она движется, ровно как и ее местоположение в настоящий момент). Настоящее словно бы пронизывается прошлым и будущим, связано с ними как пуповиной — ощущением непрерывности собственного опыта.

При дискретном, цифровом переживании времени, оно предстает как последовательность разобщенных моментов, каждый из которых словно бы не в силах связаться с последующим и предыдущим, отщеплен от них. Разрывы между этими моментами могут переживаться как брешь, вакуум, своеобразные зависания-застывания, психическая смерть самости. Внешне это может проявляться в как будто бы внезапно и беспричиннопронзающей растерянности, забывчивости и пр., когда словно бы теряется последовательность даже самых простых действий.

Подобные бреши и ощущение пустоты пронизывают практически любой психический материал, о котором можно было бы рефлексировать и вербализовать. Он представляется рассыпанными отдельными бусинами опыта, которые невозможно связать в единую нить. Это распадающееся ощущение собственной жизни требует постоянного контроля и сознательных усилий для удержания связности самости. Внутренняя жизнь такого человека пропитана недоверием к собственным переживаниям, их лабильностью и трудностью фокусировки на них. Все это не позволяетопираться на собственный опыт. Порой выпадение в такую брешь переживается словно погасшая жизнь и смертеподобное состояние, анабиоз, кома, обесточенность.

Это не просто разрывы в связности, которые возникают от того, что расщепление дробит целостность нарратива личности, фрагментируя его на изолированные куски. Это незаполненные пустоты, пласты аффективного опыта, который никогда не был размещен в отношениях, не был увиден, распознан и освоен и потому — остался невыразимым в принципе, и ощущается либо как враждебные, чужеродные куски "не я", прорывающиеся в виде разнообразной симптоматики наружу (тревога, панические атаки,различные психотические переживания и пр.), либо — не ощутим вовсе, вернее, ощутим лишь как дыра и пустота, и остекленевшее время, увязшее в настоящем и лишенное связи с прошлым и будущим.

Стоит отметить, что подобные диссоциированные (и поэтому переживаемые как чужеродные и враждебные) фрагменты самости есть у каждого из нас. Это аффективно заряженные пласты раннего опыта, который никогда не был размещен и освоен в поле отношений с людьми (например, не был распознан и урегулирован родителями, что оставляло младенца наедине с затапливающим аффектом и необходимостью справляться с ним своими собственными ресурсами, которых у него на тот момент было недостаточно). Если эти куски непереваренного опыта незначительны, то психика справляется с тем, чтобы поддерживать переживание цельности, связности и непрерывности самости.

При наличии больших разрывов в субъективном опыте, самость оказывается пронизана угрозой распада и психической смерти. Чем масштабнее эти разрывы, тем более уязвим будет человек перед внезапной актуализацией фрагментов диссоциированного аффективного опыта, и тем более мощные деперсонализационные и дереализационные защиты, направленные на снижение общей чувствительности, будут необходимы для того, чтобы обеспечить нормальное функционирование. В наиболее тяжелых случаях это приводит к полному избеганию инициативы, изменений и уничтожению собственного будущего. Человек капсулируется во внутренней крепости, которая защищает его от повторного переживания непереносимых состояний, но одновременно превращается в тюремную клетку, изолирующую его от жизни. Парадоксальным образом, работа этих защит приводит к тому самому переживанию психической смерти, от которого они и призваны защищать.

Прорыв диссоциированных фрагментов самости переживается как затапливание непереносимым недифференцированным аффектом, атака неведомых призраков, у которых нет ни имени, ни формы – все это в экстремальных случаях приводит к транзиторным психотическим переживаниям. Либо же, если ресурсау психики больше и/или пласты диссоцированного травматического опыта не столь значительны, то самостьудерживается от переживания распада. Но и в этом случае подобные аффективные вторжениявыдергивают человека из тканиповседневности, из контекста событий вокруг. Динамический фильм прерываетсяувязанием в статическом, навязчиво внедряющемся кадре. Этот кадр на какое-то время подменяет собой фильм, человек застревает в переживаниях, не связанных с актуальным моментом.

Такие клиенты нередко сообщают о страхе потери контроля. Перспектива ослабления системы защит вызывает животный ужас и фантазии о схождении с ума, совершении пугающих поступков, потере себя, падении в бездну, распаде на кусочки. Соответственно, такой человек оказывается заключенным между дерелизационно-деперсонализационными защитами (которые призваны через тотальное застывание всех психических процессов сохранить ощущение "я") и прорывами через эти защиты затапливающих аффектов (ставящих под угрозу само существование самости).

Ранний травматический опыт бывает настолько непереносим, что не может быть удержан в рамках связного, цельного и непрерывного переживания самости. В таких случаях диссоциация является единственным средством сохранить себя в невыносимых условиях. В дальнейшем психика человека делает все возможное, чтобы не помнить этой непереносимой боли, но эта боль помнит его. Она прорывается беспокоящими сквозняками, отголосками пугающего опыта. Из-за того, что психика однажды решила "забыть" про то, о чем невозможно помнить, подобные сквозняки остаются лишь непонятными беспокоящими симптомами, не имеющими ни имени, ни истории. Это пугающее неопределенное нечто является зовом древней и позабытой, "детской", части самости, которая ищет выхода на свет, жаждет получить голос. Внутри есть что-то, что хочет быть прожитым. Но пережить это невозможно. Текущая психическая организация таких людей не способна впустить в себя этот опыт, переварить и ассимилировать его. Более того, структура их личности формировалась с целью НЕ переживать этот опыт.

Человек вынужден прятать себя от себя. Делать части себя не-собой, лишать их существования, анестезировать пласты своего "я". Таким образом, внутри разворачивается тот же процесс, который когда-то происходил в ранних отношениях с родителем. То, что когда-то было не распознано значимыми другими, не может прорваться в существование во внутрипсихическом пространстве. "Внешнее" выживание в невыносимых условиях преобразуется во "внутреннюю" оккупацию психики невидимыми врагами. Травма образует замкнутый круг, в котором повторяет сама себя.

Для работы с этими состояниями необходимо, чтобы терапевт сумел увидеть то, что когда-то не было увидено, что существует в заточенном и захороненном виде. В виде симптома, отрезанного от личности, лишенного связи с "я". А затем предоставить клиенту возможность интегрировать эти переживания. Это становится возможным, когда терапевту совместно с клиентом удается создать пространство, которое станет для диссоциированных аспектов самости тем отношенческим домом, которого у них никогда не было, а клиент, опираясь на это, позволит выплыть на поверхность психики невыносимым переживаниям, выпустить их из заключения. Этот путь может занять долгие годы, а порой и десятилетия. Время нужно на постепенное наращивание внутрипсихического ресурса и контейнирующих емкостей терапевтических отношений, чтобы клиент мог позволить этому раскрытию произойти и суметь его выдержать. Субъективно это может восприниматься как шаг в смерть, через которую надо пройти, чтобы суметь родиться заново.

Голланд Этель, Левчук Александр
2017 год



Chwila która trwa, może być najlepszą z Twoich chwil.
Статус: нет меня
 
Sergej #2 | Четверг, 20.04.2017, 15:02
парапсихолог
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
В Индии как не странно это называют самореализацией, а не дереализацией. К самореализации стремятся духовно ищущие в лоне Адвайта Веданты: Нисаргадатта Махарадж, Шри Рамана Махарши (есть ашрамы), Пападжи, Муджи, Артур Сита ... и многие другие.

Основоположники — Гаудапада и Шанкара.

Адва́йта-веда́нта (санскр. अद्वैत वेदान्त) — индийская философская система, наиболее известная разновидность веданты. Основной тезис: «Брахман реален, мир нереален, джива (индивидуальная душа) и Брахман — одно и то же»; в этом ключе система трактует знаменитое изречение Упанишад «тат твам аси» («ты есть то»).
То что описывают в мрачных красках Голланд Этель, Левчук Александр, с радостью принимается в Индии. Это самореализованные люди в состоянии абсолюта, безличного сознания и просветления. Многие из таких становятся почитаемыми учителями духовности.
Сообщение отредактировал(а) Sergej - Четверг, 20.04.2017, 15:11
Статус: нет меня
 
руша #3 | Четверг, 20.04.2017, 15:24
Повелитель тараканов
Юзер-бар +
многа букф, не осилила. Но суть дереала, переживания знаю по себе. Лично считаю, что причина дереала сродни нарушением кровообращения в мозгу. А психиатры не обращают на это состояние никакого внимания. Так и говорят, пройдет, ничего страшного. У меня первый дереал был в 16 лет. Правда, я тогда была в нехорошей депре...

Так вот , серьезно подралась со старшей сестрой. Драка была короткой, но мир мой изменился. Через несколько дней он прошел. Так что не надо искать в этом состоянии что то этакое, позволяющее человеку изменить мир, познать его как какой нибудь гуру.
Статус: нет меня
 
Wtroff #4 | Четверг, 20.04.2017, 15:33
Я пчелка и больше не медведь!
Врачи
Юзер-бар +
Ну-с, у меня что-то есть похожее, кусками, не полностью. Да я давно это воспринимаю как личностную особенность. Ибо с детства так.


Как зачем? Я горячая телка.
Статус: тута я
 
Sergej #5 | Четверг, 20.04.2017, 15:48
парапсихолог
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
И у меня дереалы короткие были. Классно. Необычное, практически неописуемое ощущение. В обще есть состояния если их не паталогизировать и не тащить человека к психиатру обогащают жизнь, открывают креативное мышление.

Ощущай каждый момент, это дзэн. Так говорят буддисты и это дериал.
Сообщение отредактировал(а) Sergej - Четверг, 20.04.2017, 15:53
Статус: нет меня
 
Ketri #6 | Четверг, 20.04.2017, 21:37
Автор темы
человек-лего
Юзер-бар +
Sergej, я тоже долгое время считала себя постигшей дзен


Chwila która trwa, może być najlepszą z Twoich chwil.
Статус: нет меня
 
Sergej #7 | Пятница, 21.04.2017, 21:50
парапсихолог
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Цитата Ketri ()
Sergej, я тоже долгое время считала себя постигшей дзен

Я не считаю себя постигшим чего либо. Необходим к так называемым паталогиям дифференциированный аналитический подход. Проще - взгляд с нескольких сторон и углубление. Рассмотрение как некий феномен в жизни человека.

Например шизофрения как определение паталогии ни о чем не говорит, негатив и всё, а аналитики (аналитические психотерапевты к коим и я отношусь) говорят - трансформация души, это боле объемное и точное определение этого ... феномена психики.

И знайте, психиатры ещё не одного человека не привели в постоянный комфорт или вылечили.
Сообщение отредактировал(а) Sergej - Пятница, 21.04.2017, 21:53
Статус: нет меня
 
Вериока #8 | Пятница, 21.04.2017, 22:29
эвкалиптовая соня
Врачи
Юзер-бар +
Sergej, а психоаналитики привели в постоянный комфорт? Возможен ли он вообще? Это какой-то сон, небытие.


Путь в тысячу ли начинается с первого шага.
千里之行,始于足下
Наш арт-журнал "Ковчег"
Статус: тута я
 
Sergej #9 | Пятница, 21.04.2017, 23:03
парапсихолог
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Вериока, привели, научили, дали осмыслить. Это не сон, это нормальная жизнь при страшном, с точки зрения ничего не знающей психиатрии диагнозе. Чего всем искренне желаю. Жить в любви, счастье. Не быть в невежестве.

Вот о чем я говорил всегда вам, когда пришел еще с ником "море вай", у меня издано 5 книг, которые никто наверное и не читает. Но я помогаю искренне и серьезно. Поменять взгляд на себя и на жизнь. И вы просыпаетесь в счастье быть шизофреником, Никакой лжи.
Сообщение отредактировал(а) Sergej - Пятница, 21.04.2017, 23:12
Статус: нет меня
 
Ex_31 #10 | Понедельник, 08.05.2017, 20:10
Богиня
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Статус: нет меня
 
Sergej #11 | Понедельник, 08.05.2017, 20:17
парапсихолог
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Доступно только для пользователей
Сообщение отредактировал(а) Sergej - Понедельник, 08.05.2017, 20:18
Статус: нет меня
 
Samael #12 | Вторник, 09.05.2017, 08:23
Мертвый поэт
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
душевная пустота убивает. подобное состояние возникает при монотонном тупом занятии, той же многочасовой бесцельной ходьбе.


Мертвый поэт, исполнитель хорроркора и макабре рэпа, а также death metal
Пословицу "Не в деньгах счастье" придумал тот, кто никогда не был бедным
Темная сторона-не зло, а всего лишь свобода в полном ее проявлении...
Статус: нет меня
 
Sergej #13 | Вторник, 09.05.2017, 10:32
парапсихолог
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Samael, что не совсем убивает - делает сильнее.
Статус: нет меня
 
Ex_31 #14 | Среда, 10.05.2017, 09:45
Богиня
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Статус: нет меня
 
Samael #15 | Среда, 10.05.2017, 20:41
Мертвый поэт
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
невозможно с этим не согласиться. гедонизм превыше всего


Мертвый поэт, исполнитель хорроркора и макабре рэпа, а также death metal
Пословицу "Не в деньгах счастье" придумал тот, кто никогда не был бедным
Темная сторона-не зло, а всего лишь свобода в полном ее проявлении...
Статус: нет меня
 
Форум » Психология и психотерапия » Психологические заметки » Дереализация (Что такое и с чем едят)
Страница 1 из 212»
Поиск:

 Открыть форму: Новый ответ


[ Новые сообщения на форуме ]



Форма входа

Авторизация через соцсети

Логин:
Пароль: