Творчество шизофреников » Арт-журнал «Ковчег» » Выпуск-15 » Ещё одна "тайна Демона" в жизни и творчестве Врубеля


Ковчег Знаменитые психи

Ещё одна "тайна Демона" в жизни и творчестве Врубеля



Автор: Надежда

автопортрет

В творчестве Михаила Александровича Врубеля (1856 – 1910) Демон до сих пор остается одним из самых загадочных образов. Художник писал его сидящим и поверженным, рисовал похожим на ангела, лепил, отливал в гипсе. Демон то жестокий и смятенный, исступленно бросающий вызов миру, то жалкий и поверженный…

Многие историки искусства считают, что обращение к теме Демона сложилось у художника под влиянием поэзии М. Ю. Лермонтова и оперы А. Г. Рубинштейна. Сам Михаил Александрович Врубель утверждал: «Демона не понимают – путают с чертом и дьяволом, … а «Демон», значит «душа» и олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося духа, ищущего примирения обуревавших его страстей, познания жизни, и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе». Озвучим еще одну «версию Демона» в жизни и творчестве А. М. Врубеля.

Михаил Врубель работал в Киеве над реставрацией фресок в Кирилловской Церкви, когда воссоздавал возвышенный, неземной и светлый образ Богоматери, прообразом которой стала первая его настоящая любовь, женщина, имя которой Михаил Врубель не решался открыть даже в письмах к сестре. Эта женщина была женой известного археолога, реставратора А. В. Прахова, который и пригласил художника в Киев.

Обуревавшие художника чувства не имели никакой перспективы, его любовь зашла в тупик. Как раз в это время в Киев приехал отец Михаила Врубеля и застал его за работой над «Демоном». В одном из писем отец художника утверждал, что тот, первый «Демон» показался ему «злою, чувственную, отталкивающей женщиной». Так или иначе, но за этим Демоном стояла не «лермонтовская», а его, «врубелевская» страшная тайна, его самое сокровенное «душевное дело».

Михаил Врубель по приглашению профессора Прахова переехал в Киев, где ему было поручено руководить реставрацией византийских фресок XII в Кирилловской Церкви. Врубеля попросили написать на стенах несколько новых фигур и композиций, а также образ для иконостаса.

Профессор Петербургского университета А. В. Прахов был хорошо известен как историк искусства, археолог, художественный критик. В Киеве Прахов увлеченно занимался реставрацией киевских Храмов.

Врубель воссоздает такие сцены, как «Сошествие святого Духа», «Оплакивание Христа».

сошествие святого духа на апостолов

Сошествие Святого Духа на апостолов

оплакивание христа

Оплакивание Христа

Работал художник самозабвенно, однако в письмах к своей любимой сестре все чаще намекал на свое сокровенное «душевное дело».
Напоминаем, что мы рассматриваем лишь одну из версий.
Сестра понимала, что Михаил влюблен, но имя своей возлюбленной сохраняет в тайне.

В Киеве те, кто хорошо знал Михаила Врубеля, начали догадываться: художник влюблен в жену Прахова – Эмилию Львовну. Он её часто рисовал. Сохранилось несколько его карандашных набросков: некрасивое, но необыкновенно трогательное лицо с чуть припухшими губами.

женская голова

Женская голова(Эмилия Львовна Прахова)

Окутанная платком, она похожа на дивную странницу с широко раскрытыми, созерцающими нечто неземное очами. Именно лицо Эмилии Праховой послужило для Врубеля прообразом лика Богоматери, написанной на золотом фоне в темно-красных одеждах. Она держит на руках младенца, но не склоняется к нему, а смотрит печально куда-то вдаль… У подножия престола – нежные белые розы…

мадонна

Отношения с Праховым были окончательно испорчены.
Когда первое глубокое чувство зашло в тупик Михаила Александровича Врубеля начал искушать образ сумрачного Демона, которого ему хотелось изображать снова и снова.
Через некоторое время Михаил Врубель перебрался в Москву. Из Москвы он написал сестре: «Помнишь мои намеки на киевскую пассию – я ей изменил, хотя мне еще дорого воспоминание». Однако главным его увлечением оставалось творчество.

В 1889 году Врубель знакомится со знаменитым русским меценатом Саввой Мамонтовым, у него появляются богатые заказчики. Но художник снова возвращается к образу Демона. Картину «Демон сидящий» Михаил Врубель окончил в 1890 году.

демон сидящий

В глазах у этого истерзанного бореньем духа, глубочайшая, затягивающая, будто омут, тоска. Окружающие его горы и, застывшие, словно самоцветы, облака и цветы, можно воспринимать как символ окружающего мира, который безжалостно отторгнул его.

Когда в жизни Михаила Врубеля появилась удивительная женщина Надежда Ивановна Забела, нежно-свирельный голос которой, по воспоминаниям современников, буквально завораживал, сердце художника будто оттаяло.

н.и.забела

Портрет Н. И. Забелы-Врубель

В 1901 году у Врубелей родился мальчик Савва, у которого была, к несчастью, «заячья губа». Мальчик прожил на свете меньше двух лет. Однако еще при жизни сына Михаил Врубель начал страдать тяжелым душевным недугом, странно, но именно в это время он начал напряженно работать над образом «Демона поверженного».

«Тайна Демона» до сих пор считается главной тайной Михаила Александровича Врубеля. Александр Блок писал о «Демоне поверженном»: «…закат озолотил небывалые сине-лиловые горы. Это только наше название тех преобладающих трех цветов, которые слепили Врубеля всю жизнь и, которым нет еще названья. Эти цвета - лишь обозначение, символ того, что таит в себе житель гор… И у Врубеля день еще светит на вершинах, но снизу ползет синий мрак ночи.

Конечно, ночь побеждает, конечно, сине-лиловые миры рушатся и затопляют окрестность. В этой борьбе золота и синевы совершается обычное – побеждает то, что темнее; так было и есть в искусстве, пока искусство одно. Но у Врубеля уже брезжит иное, как у всех гениев, ибо они не только художники, но и уже пророки. Врубель потрясает нас. Ибо в его творчестве мы видим, как синяя ночь медлит и колеблется побеждать, предчувствуя быть может, грядущее поражение».

демон поверженный

Демон поверженный



 Открыть форму добавления комментария